2015-2016 г.г.
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы МБДУ ДС «Радуга» г. Сурска - Воспитателя 1 категории Гуриновой Л.В. на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
Актуальность выбранной темы «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» для работы по самообразованию педагога.
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметнопознавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения,
изобразительная деятельность (рисование, лепка), конструирование и др.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Рисование, аппликация и лепка - виды деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности.
Для того чтобы нарисовать, вылепить какой - то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.
План работы по самообразованию
Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- сплотить детский коллектив.
Содержание работы |
Сроки |
Теоретический этап.
Изучение методической литературы поданной проблеме:
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б, Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика- Синтез», 2003;
Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.
Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». - Волгоград, 2011.
Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» - Мозаика- синтез,2013
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»
Подготовка консультации для родителей по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет.
Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей» |
В течение года |
Практический этап.
Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. Изготовление дидактических игр по сенсорике и развитию мелкой моторики.
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр
Презентация «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста». Создание предметно-развивающей среды.
Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения . |
В течение года |
Проведение игр:
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек».
«Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному признаку)
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов). |
Сентябрь - ноябрь |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит...?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур)
«Подбери фигуру по цвету» (найти такую же фигуру по цвету на карточке) |
Декабрь - февраль |
Экспериментирование с водой. |
Опыт «Разноцветная вода». Опыт «Прозрачность воды». |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте».
«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).
«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
«Дальше - ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов, какие нарисованы ближе, а какие дальше). |
Март - май |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)
«Найди мышку» (учить различать и называть цвета) |
Июнь - август |
«Гусеница» (закрепить название цвета)
«Весёлый паровозик» (закрепить название цвета, развивать мелкую моторику) |
|
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Подготовить консультацию для родителей «Сенсорные игры малышей». |
В течение года |
«Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет». Отчёт по самообразованию за 2014-2015 г.г.
Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет»
Актуальность работы заключается в следующем:
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой для всестороннего развития детей 2-3 лет.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Развивать сенсорные способности детей 2-3 лет;
- Изучить литературу по данной теме;
- Изготовить дидактические игры по сенсорике;
- Провести досуг совместно с родителями: «Игра на развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет».
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе - велась активная работа с детьми: знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
- на втором этапе - велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
- на третьем этапе - велась работа с родителями.
Были проведены консультации: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в детском саду», «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в семье». Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе. Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учила усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учила ребят поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции.
Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой- маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».
Были изготовлены для детей следующие игры: «Спрячь мышку», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты»...
Перспективы на следующий год:
- Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры»(согласно возрастной группе);
- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
Памятка для родителей
по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:
1 Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.
2 Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
3 Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.
4 Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».
5 По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.
6 Проводите совместные наблюдения и опыты.
7 Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
8 Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Любознательные дети растут у любознательных родителей.
Открывайте мир
вместе с вашим ребенком.
«Сенсорное развитие детей 2–3 лет»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.
Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.
2016-2017 г.г.
Продолжение работы по самообразованию начатой в 2015году.
Воспитатель: Гуринова Людмила Владимировна
Группа вторая младшая
Структурное подразделение МБДОУ ДС «Радуга» г. Сурска
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры»
Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий, ознакомление с опытом работы других дошкольных учреждений, педагогов.
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструктирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью, содержание и организация, которой подчинены задачам умственного воспитания. Овладевая содержанием той или не иной деятельности, дети учатся изображать в рисунке аппликации, все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т.д. Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
1. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка 3х лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для детей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата ит.д.).
Направления моей работы:
- формирование представлений о сенсорных эталонов (свойствах предметов).
-обучение способам обследования предметов.
- развитие аналитического восприятия (выделение эталонов: цвет, форма, величина).
Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек».
«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку).
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).
«Найди фигуру» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найди предмет указанной формы» (Ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму).
«Из каких фигур состоит …. ?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте»
«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длиной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки» (Предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
«В какую коробку?» (распределить 5 видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, какие – дальше).
Дидактические игры и упражнения на определение цвета.
«Какого цвета стало?»
«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и одного оттенка, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию – контроль над состоянием сенсорного развития детей.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
В своей работе использовала следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, исследовательские.
Дидактический материал подбирала с учетом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.
С родителями воспитанников были проведены консультации, беседа «что такое сенсорное развитие?».
План по самообразованию.
Дата |
Форма самообразования |
Форма отчета |
1. Сентябрь-октябрь 2016г |
- Изучение научно-методической литературы,
- Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей
-Посещение НОД воспитателей для обмена опытом. |
Беседы с родителями
Индивидуальный план работы по самообразованию |
Ноябрь-декабрь 2016г. |
- Изучение опыта педагогов ДОУ
-Рассмотрение и изучение сенсорно-двигательных игр для детей младшего дошкольного возраста. |
Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет |
Январь-февраль 2017г. |
обзор в СМИ информации по исследуемой теме, подбор материала по темам. |
Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей». |
Март –апрель 2017г. |
Изучение и разработка конспектов НОД по сенсорному развитию детей. |
Презентация«Сенсорное развитие детей 3-4 лет»» |
Май 2017г. |
Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных способностей. |
Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей 3-4 лет» |
Консультация для педагогов и родителей |
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки . Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов ( форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно , необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того , насколько совершенно ребенок слышит , видит, осязает окружающее.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов ( система геометрических форм, шкала величин , меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т.д.).
Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве ,, единицы измерения,, при оценке свойств предметов.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов( цвете, величине, форме, количестве).
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
"Чудесный мешочек"
" Определи на ощупь" ( найти предметы различающиеся по одному признаку )
" Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
"Узнай фигуру" ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
" Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
" Найди предмет указанной формы" ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
"Из каких фигур состоит …?" (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
"Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
" Какая фигура лишняя?"( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
"Сравни предметы по высоте"
"Самая длинная, самая короткая"(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
"Разноцветные кружки"(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
"В какую коробку?"(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
"Дальше - ближе"(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
"Какого цвета не стало?"
"Какого цвета предмет?"(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
"Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
"Какие цвета использованы?"(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
"Уточним цвет"( учить различать и называть близкие цвета)
Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
В 2016-2017 учебном году я продолжила тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой для всестороннего развития детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме;
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-
2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.
3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».
Изучение темы начала с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», в течение сентября-октября я подробно изучила книгу Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», и сделала краткий конспект.
В ноябре я продолжила изучение .
В декабре я составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4лет. В картотеку вошли следующие дидактические игры по сенсорному развитию: «укрась бабочку», «игра-шнуровка», «почини одежду зайчатам», «полянка», «подбери чашки к блюдцам», «разложи фигуры по местам».
В феврале была создана папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей».
В марте совместно с родителями пополнили дидактические игры для сенсорного уголка. Мною были изготовлены следующие игры для детей: «Теремок», «Найди пару», «Собери машину», «Найди похожую матрешку»… Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике.
В апреле была изучена методическая литература Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста», и разработана папка-передвижка «Игры для развития осязания (тактильного восприятия) ».
В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить об индивидуальных особенностях детей.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
2017-2018 г.г.
План работы по самообразованию воспитателя Гуриновой Л.В.
на 2017-2018г. г.
Тема «Сенсорное воспитание - основа познавательного развития детей 4–5 лет»
Цель: : Повышение своего теоритического уровня ,профессионального мастерства и компетентности . Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников; повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Актуальность темы:
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Задача детского сада - обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Задачи для детей:
1. совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
2. проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
3. помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
4. учить детей называть свойства предметов;
5. формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
6. Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
7. Повысить самооценку детей, уверенность в себе;
8. Развивать творческие способности, любознательность;
9. Сплотить детский коллектив.
10. привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни - все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное - расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
Познание должно начинаться с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Чем более развиты органы чувств, тем больше информации получает ребенок, тем успешнее его развитие. Проблема развития сенсорных способностей у детей, как и много лет назад остается одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. В основе большинства способностей человека лежит именно его сенсорный опыт. Значение сенсорного воспитания трудно переоценить. Это основа и для познавательно-речевого развития, и для художественно-эстетического, и для физического, и для социально-личностного.
№ п/п |
мероприятие |
месяц |
1 |
Изучение методической литературы
Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»
В.Н.Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»
Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
Подобрать материал в интернете по данной теме |
Сентябрь |
2 |
Изучение опыта педагогов ДОУ |
октябрь |
3 |
Использование методики в НОД
Игры в слепого», «Узнай на ощупь», «Тактильное домино», «Найди такую же ткань, дощечку», «Узнай по запаху». |
ноябрь |
4 |
Папка-передвижка : «Значение сенсорного восприятия для умственного развития ребенка».
«Геометрическая мозаика», «Занимательный куб»,«Тактильное лото», «Занимательная веревочка», «Лабиринты» |
декабрь |
5 |
Оформление папки-передвижки для родителей«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».
Д/и«Гвоздики-резиночки»
Д/и«Собери гирлянду»
С/Р игра«Магазин «Соки-воды». |
январь |
6 |
Консультация для родителей «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»
игры на развитие слухового восприятия:
«Определи на слух», «Что поет?», «На чем играю?» |
февраль |
7 |
Изготовление игр по сенсорному
звитию.
Д/и «Определи на ощупь»
Д/и «Почини одежду зайчатам»
Д/игра «Чередование флажков»
Д/игра «Подбери к шарикам круги»
Д/и «Какого цвета не стало?»
Д/и «Один - много» |
март |
8 |
Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 4-5 лет
Д/и «Найди такой же вкус».
Д/и «Какой музыкальный инструмент»
Д/игра «Кому какой?»
Д/игра «Выкладывание орнамента». |
апрель |
9 |
Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы» |
май |
Консультация для родителей. «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как:
· форма
· цвет
· величина
· положение в пространстве
· запах
· вкус
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Выдающиеся ученные в области дошкольной педагогике и психологии (А.В. Запорожец, А.П. Усова. Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, его объем и размер у ребенка должны быть хорошо развиты не только окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированы движения мышц обеих рук. Что бы познакомиться с каким – нибудь предметом его нужно изучить:
— трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие – то действия, которые называются моторными.
Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные, тем быстрее они станут умелыми.
Все это безусловно облегчает развитие и обучение детей.
Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
Мной разработаны и систематизированы дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных пособиях.
1. Дидактическая игра «Разложи по цвету» — учит ориентироваться в цвете, стимулирует зрительные ощущения
2. Дидактическая игра «Геометрические пазлы» — предназначена для закрепления цвета, формы, величины и для развития мелкой моторики.
3. Развивающая игра «Протяни дорожку» — развивает мелкую моторику, формирует зрительно – двигательную координацию, чувства, пространства на микроплоскости, развивает речь и мыслительные процессы.
4. Дидактическая игра «Волшебный шнурок» предназначена для развития соотносящих действий, координации обеих рук, мелких движений рук, зрительного восприятия, внимания, мышления,
5. Дидактическое пособие «Солнышко» — развивает мелкую моторику, воспитывает нравственные чувства.закрепления цвета.
6. Дидактическая игра «Тактильные дорожки» — предназначена для активизации психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие). Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой моторики.
7. Дидактическая игра «Помоги курочке разложить яички» — учит ориентироваться в цвете, закрепляет формы предмета, стимулирует зрительные ощущения, развивает тактильные анализаторы.
8. Дидактическая игра «Помоги мышке попасть в норку» — направлена на активизацию психических процессов. Активизирует словарный запас. Развивает зрительный и тактильный анализаторы.
9. Дидактическая игра «Собери гусеничку» — развивает зрительное восприятие, внимание, мышление, закрепление цвета, координацию обеих рук.
10. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — развивает исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка, учит определять и называть их форму, цвет, подбирать по тождественным признакам.
11. Дидактическая игра «Помоги червячку найти свой фрукт » — помогает закрепить знание о фруктах, их форме, цвете. Развивает мышление, внимание, зрительное и тактильное восприятии.
К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки. В которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
Отчёт по самообразованию.
В 2017-2018 году я продолжила тему по самообразованию связанную с сенсорным воспитанием дошкольников. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Наблюдения показали преимущество игрового метода для сенсорного воспитания детей. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по сенсорному воспитанию. Необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию я считаю, является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. На прогулке (лепка из песка, снега различных форм, сериация осенних листьев по светлоте и т.п.), во время одевания (сравнивание цвета одежды, формы пуговиц и т.п.) и во время самостоятельной деятельности детей. Я считаю, что предметная среда окружающая ребёнка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними и определяют характер этих действий.
Параллельно работе с детьми проводилась работа с родителями. С этой целью были проведены индивидуальные беседы, цель которых, выяснить в чём родители испытывают затруднение по данному вопросу, были даны советы.
2018-2019 г.г.
План работы по самообразованию воспитателя Гуриновой Л.В.
на 2018-2019г.г.
Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры на 2018-2019 г.г.
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
1.Является основой для интеллектуального развития.
2.Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
3.Развивает наблюдательность.
4.Готовит к реальной жизни.
5.Позитивно влияет на эстетическое чувство.
6.Является основой для развития воображения.
7.Развивает внимание.
8.Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.
9.Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
10.Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
11.Влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
12.Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Консультации для родителей
группировке их по цвету, форме, величине, умении выполнять
аналитическую деятельность.
Для самостоятельной игровой деятельности предлагала детям игру,
если правила игры детьми усвоены. Старалась, чтобы у детей было в запасе
много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропадал,
то правила игр усложняла, расширяла вариативность.
Все дидактические игры, вошедшие в систему, учитывают
возрастные, индивидуальные особенности детей, нравственные мотивы
деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного
выбора, самовыражение.
Использовала в работе методы: поисковый, наглядный, игровой, метод
упражнений, работу по схемам и карточкам, практический, совместный
(действие ребенка с педагогом), эвристический.
Приемы: убеждение, пример, упражнение, поощрение, показ,
объяснение, вопрос, рассматривание.
Основная особенность дидактических игр – обучающая, т.е. в играх
просматривается сочетание двух задач: дидактической и игровой: если
преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если
игровая, то деятельность теряет свой обучающий характер и является для
ребенка яркой, увлеченной, динамичной игрой. Наличие готового
содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти
игры для умственного воспитания и обучения детей, но не открыто, а через
игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной
деятельности, интеллектуальных операций.
Сенсорное воспитание проводилось как в непосредственно
образовательной деятельности, так и в специально организованной
деятельности, совместной воспитателя и детей (1 раз в неделю),
самостоятельной деятельности детей, прогулке.
Диагностика. В основе проведения работы
1
2
3
4
5
6 |
«Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
«Значение сенсорного воспитания»
«Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры.»
«Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития детей 5-6 лет»
«Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»
«Развивающие дидактические упражнения для занятий с детьми.» |
Месяц |
Дидактические игры |
Цель |
Сентябрь |
«Найди окошко» |
Определение формы, размера предмета. |
|
«Угадай, на что похоже» |
Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами. |
|
«Цветные кубики» |
Восприятие цвета. |
|
«Выложи дорожку для машин» |
Определение величины |
Октябрь |
Катится – не катится» |
Определение формы. |
|
«Собери пирамидку» |
Зрительное определение величины. |
|
«Цветок для бабочки» |
Восприятие цвета |
|
«Составь цепочку» |
Чередование геометрических фигур |
Ноябрь |
«Дорисуй картинку» |
Определение цвета, формы геометрических фигур |
|
«Привяжи ленточки к бабочкам» |
Восприятие цвета. |
|
«Собери целое» |
Умение выделять части, соединять в целое |
|
«На что похоже» |
Определение формы предметов |
Декабрь |
«Найди пару» |
Определение цвета, формы, величины. |
|
«Хлоп- хлоп» |
Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу. |
|
«Разрезные картинки» |
Развитие зрительного восприятия. |
|
«Раскрась предмет» |
На развитие произвольного внимания, восприятия цвета |
Январь |
«Сделай елочку» |
Зрительное определение величины |
|
«Лото» |
Нахождение формы |
|
«Цветные кубики» |
Восприятие цвета. |
Февраль |
«Забывчивый художник » |
Развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке. |
|
«Где лежит кубик» |
Ориентировка в пространстве. |
|
«Лото вкладыш» |
На формирование целостного образа предмета ,умение находить недостающий элемент. |
|
Март |
«Найди форму в предмете» |
Определение геометрических форм. |
|
«Матрешки» |
Зрительное определение величины. |
|
«Подарим кукле бусы» |
Чередование цвета по заданному образцу |
|
«Красивая салфетка» |
Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа. |
Апрель |
«Три медведя» |
Умение соотносить величину предметов. |
|
«Что нарисовано» |
Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное. |
|
«Цветные автомобили» |
Ориентировка на цветовой сигнал |
|
«Чудесный мешочек» |
На развитие тактильных ощущений |
Май |
«Строим по описанию» |
Умение соотносить объекты по величине. |
|
«Светофор» |
|
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,