сайт воспитателя Гуриновой Людмилы Владимировны
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20834.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Людмила Гуринова (УИ №908943, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей.Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей,созданных руками человека. С восприятияпредметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства- музыкой,скульптурой, живописью. Одназначно, каждый ребенок, даже без целеноправленного воспитания,так или иначе воспринимает все это. Восприятиеобостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Детям необходимо различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдца по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды,легкость- пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывает иные- двигательные, осязательные- ощущения, требуют восприятия пространственных отношений. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем. Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красиво хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы; мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой. Мир простых вещей воспринимается маленьким ребенком как чудесный, еще неведомый и прекрасный мир. Представления детей формируются в процессе правильно организованнойжизненной ориентировки, а не путем обучения и специальных упражнений, место которым на занятиях. Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда детивоспроизводят бытовые ситуации. Труд детей также связан с использованием предметов, орудий. Лопатки, совки, ведерки, лейки, щетки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату. Очень важно воспитывать у детей интерес к вещи, к ее красоте и целесообразности, приучать бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда, воспитанное в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь. В дошкольном возрасте круглый год знакомят с природой, приучают ухаживать за растениями животными. Это создает возможность для чувственного познания свойств земли, воды, солнечного тепла. В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа. Окунуться в атмосферу природы можно всего лишь на несколько мгновений, но ценность этих мгновений для сенсорного развития детей очень велика. Дети реагируют на новые, острые ощущения бурными движениями: бегают, прыгают, валяются по траве, кричат, визжат, смеются. Особенно привлекает детей вода: они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они плывут по течению. Если взрослый принимает участие в детских забавах и играх, сколько интересных свойств вещей и явлений откроет он детям. Как легко и охотно ребята усваивают названия цветов, трав, камней, непосредственно общаясь с природой, как безошибочно их затем находят, ориентируясь по форме, цвету, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости. Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает прежде всего зрительноевосприятие. Иногда включается осязания- дети трогают, щупают, гладят предметы. Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится с его величиной, объемом, формой. Очень важно текже для познания пространственных свойств движение взора по предмету. Общение с природой обогащает слуховое впечатления. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. В повседневной жизни, на прогулках и в играх сенсорный опыт- впечатления различного характера- накапливается. Наступление того или иного времени года связано с явлениями, которые непосредственновоспринимаются детьми, снегопад, гроза, листопад, появления листьев и многое другое. Ежедневные изменения- свет солнца или бег облаков, дождь и радуга после дождя- обогащают впечатления о природе у ребят Постоянным источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей техника, строительство, бытовой труд. 2 февраля 2019 в 16:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.